Психология технического анализа!

  ART-ALFATRADE.RU

Техническим анализом называют комплекс методов, помогающих трейдеру определить дальнейшую ценовую динамику торгуемого актива на основе его исторического графика . Самые распространённые способы проведения технического анализа — изучение трендов и ценовых уровней, анализ графических фигур и показания технических индикаторов.Как правило, из-за простоты и эффективности трейдеры выбирают для анализа рынка именно технические методы, отдавая им предпочтение перед фундаментальными (основанными на изучении показателей отчётности, новостного фона, а также макростатистических данных).

Причём техническими методами пользуются и приверженцы фундаментального анализа (для определения наилучших моментов для совершения сделок).Технический анализ применяется действительно повсеместно: его используют и биржевые новички, и опытные трейдеры (причём на различных таймфреймах и в различных способах торговли – от скальпинга до портфельного инвестирования), и профессиональные управляющие активами. Как говорит уважаемый А.Элдер технический анализ сродни искусству, но математика это главное в техническом анализе.Технический анализ стоит на границы искусства и математики!

По своей сути феномен технического анализа заключается в его повсеместности, за счёт чего его показания отчасти становятся пророчеством, так как слишком большое количество трейдеров руководствуются его данными. Стоит помнить, что рынок – это не только анализ графиков и отчётностей, но и во многом психология, которая находит своё отражение и в методах технических исследований.
Мало знать, как работает технический анализ. Нужно также понимать его психологическую составляющую.

Линии трендов и ценовые уровни

Тренды и ценовые уровни являются максимально используемыми методами технического анализа, поэтому психологический аспект здесь выражен максимально. Тренды строятся как две параллельные линии. Первая проводится по двум последовательно изменяющимся экстремумам (возрастающим минимумам в случае восходящего тренда и понижающимся максимумам – в случае нисходящего). Вторая – параллельно первой через противоположный экстремум между точками проведения первой линии (по максимуму между минимумами для восходящего тренда и по минимуму между максимумами – для нисходящего).

Рис.1 — Нисходящий тренд.

Причём стоит отметить, что в математической статистике подобного метода построения не существует. Существует вектор математического ожидания (как усреднённая модель ценовой тенденции, которую можно продолжить в будущее), а также стандартное отклонение от этого вектора (мера разброса ценовых значений относительно вектора ожидания), но в данном случае о «линиях», или «чёткой параллельности» речи не идёт. Однако трейдеры не вычерчивают на ценовых графиках тенденции по подобным критериям по очень простой причине – тренды видят слишком многие участники, и именно у трендовых границ в большинстве случаев они стараются совершать свои сделки – кто-то на пробой, кто-то на отбой. У трендов есть одно замечательное свойство – они все когда-нибудь пробиваются. Но то, что трейдеры начинают с гораздо большей концентрацией совершать сделки у трендовых границ – это факт.

Но тренды всё же все проводят немного по-разному – кто-то чуть выше, кто-то чуть ниже и так далее, соответственно, ошибочным будет воспринимать тренд именно как линию. Это скорее диапазон, на который возможна определённая ценовая реакция. Причём эта реакция более ожидаема в тех случаях, когда тренд видят большое количество участников (наиболее выраженные тренды). Если присмотреться к поведению цены у трендовых линий, можно увидеть двойственную картину: с одной стороны, массу красивых отталкиваний от трендовых линий, с другой –столько же моментов «залипания» цены на данных линиях или их распила ценой.

Дело в том, что рыночные профессионалы тщательно анализируют, что именно происходит у этих линий, исходя из того, что это – зоны максимальной концентрации сделок. Сперва заходят мелкие участники, потом более крупные; они борются за биржевую прибыль между собой, кто-то из них обязательно окажется сильнее (в ту сторону в дальнейшем и последует цена). Задача трейдера как раз заключается в способности присоединиться к побеждающей стороне, а не бежать впереди паровоза, увидев на графике «линию». Заметив, что совершается отскок или пробой, сторона, занявшая неверную позицию, начинает закрываться, испытывая страх дальнейших потерь, что толкает ценовой импульс дальше. Собственно, это и есть основной психологический момент работы с трендами.

Что касается ценовых уровней, то их проводят горизонтальными линиями от ценовых экстремумов, то есть от мест разворота ценовой тенденции. Трейдеры понимают: если цена развернулась, то, скорее всего, у точки разворота желание совершать сделки противоположной направленности явно преобладало. Если учесть, что рыночные профи редко заходят одной сделкой на весь объём, предпочитая заходить дробями по каким-то определённым ценам, то многие начинают совершать аналогичные сделки у этих уровней, надеясь на их продолжение. Но цена очень часто ходит именно от уровня к уровню, притягиваясь к ним, как магнитом. Почему? Ответ прост – дело в том, что участники очень часто располагают свои стоп-приказы именно за ценовыми уровнями. Поэтому один из наиболее простых способов «добрать ликвидность» для профессионалов – пробить ценовой уровень.

Рис. 2. Ценовые уровни

Графические фигуры

В техническом анализе существует целый ряд ценовых формаций, которые в зависимости от их формы и места расположения в тренде разделяют на фигуры продолжения, неопределённости и разворота тренда. Но по своей сути все эти фигуры имеют в своей основе две базовые эмоции, движущие рынок: страх и жадность. Фигуры продолжения, как правило, формируются из мощного импульса в направлении тенденции, после чего рисуется некая консолидация. Дело в том, что ценовой импульс запускается профессионалами, но когда они видят, что рынок готов относительно беспрепятственно двигаться в направлении импульса, их охватывает жадность. Тогда они решают несколько притормозить и добрать актив по ещё привлекательной цене в процессе консолидации. А когда они добирают нужный объём, цена начинает рисовать новые импульсы в направлении тенденции, и тогда можно говорить о продолжении тренда.

Рис. 3. Фигура продолжения тенденции «вымпел»

Теперь поговорим о фигурах неопределённости. Как пользоваться техническим анализом в этом случае? Смысл фигур неопределённости заключается в том, что профессионалы на каком-то этапе показывают равные силы в борьбе и изматывают друг друга, показывая взаимную слабость и неспособность обновить экстремум. И в такой ситуации участников торгов охватывает страх за открытые позиции, поэтому они начинают всё сильнее приближать свои стоп-приказы к всё более сужающимся экстремумам, образуя повышенную концентрацию стопов. В момент, когда цена пробивает какой-либо из экстремумов, эти стопы начинают срабатывать цепной реакцией, в результате чего может получиться ценовой импульс и выход из фигуры неопределённости.

Рис. 4. Фигура неопределённости тенденции «треугольник»

Фигуры разворота образуются неспособностью рынка обновить экстремум. Получается, что цена, сформировав какой-либо экстремум, уже не способна его обновить в направлении тренда. Наблюдая эту слабость, участники испытывают страх за свои позиции и начинают подтягивать свои стопы к линии фигуры, пробитие которой запускает цепную реакцию стоп-приказов.

Рис. 5. Фигура разворота тенденции «тройная вершина»

https://ad.admitad.com/g/e8va7ibihb1960f3f136a87db1aad8/

Индикаторный анализ

Что касается психологии технических индикаторов, здесь начинает действовать принцип – массовости. Особенно в случае со скользящими средними. Дело в том, что это наиболее простой и часто используемый индикатор, в работоспособности которого (со всеми его плюсами и минусами) никто не сомневается. Линия индикатора показывает своеобразную концентрацию желания участников совершать сделки, которое по аналогичному трендам принципу начинает обрабатываться профессиональными участниками рынка.

Рис.6 — Индикатор Скользящее среднее.

Вывод

Технический анализ имеет в себе высокую долю психологической составляющей, что заставляет трейдеров не только чертить линии и выводить индикаторы, но и думать о том, какие именно эмоции охватывают толпу в наиболее перспективные моменты для совершения сделок.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *